Воскресенье
05.05.2024
18:28
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ "Детский сад №18" ИМОСК
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [59]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4

Статистика


Рекомендации для родителей

Подготовил:

Воспитатель Харламова Н.Д.

 

Рекомендации для родителей

«Развитие речи в младшей группы»

 

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

В процессе освоения речью совершенствуется речевой слух ребенка – это способность воспринимать на слух звуки родного языка, также совершенствуется, развивается артикуляционный аппарат – определенное положение языка, зубов, губ, мягкого неба при произнесении того или иного звука речи. Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш сначала усваивает те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляторном отношении звуки появляются позднее.

В оформлении звучащей речи принимает участие и голосовой аппарат, и органы дыхания. Произнесение гласных звуков, звонких согласных звуков осуществляется благодаря колебанию голосовых связок. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков.

Условно в процессе овладения ребенком речью можно отметить несколько этапов:

  1. На первоначальном, подготовительном этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела – коры головного мозга и периферического – органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, органов дыхания).
  2. На данном этапе развивается умение понимать речь, и, как следствие этого, появляются первые осмысленные слова.
  3. Далее с приобретением достаточного количества словарного запаса происходит переход к использованию фразовой речи (сначала она имеет ситуативный характер, недостаточно совершенна).
  4. На данном этапе обогащается лексический запас речи ребенка, формируется умение пользоваться монологической речью (грамматически правильно оформлять ее, четко и внятно произносить звуки, слова).

 

Характеристика речевого развития детей четвертого года жизни.

Для четвертого года жизни характерны новые достижения в речевом развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения.

В этом возрасте дети обычно легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива в общении исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое и самим или взрослым, имеет свое название, то есть обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это»?, «Как называется2?, «Зачем»?, «Куда»?, «Откуда»?. И чем их больше, тем сильнее проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливаемая им связь между предметом, его качеством, действием и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.

К концу 4-ого года жизни словарный запас ребенка достигает примерно 1500-2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два и т. д.), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, хороший, плохой, твердый, мягкий). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К началу пятилетнего возраста он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель. Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи: «Это рубашка (пальто, помидор, огурец)». Но иногда, не зная названия предмета, ребенок употребляет обобщающие слова: «Видел дерево» (а не березу или сосну); «Это цветок» (вместо «ромашка» тили «одуванчик»).

Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого был он сам. Здесь малыш часто допускает неточности.

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. В речи детей появляются грамматические конструкции, обозначающие предикативные отношения (форма именительного падежа существительного и спрягаемый глагол), развивается приглагольное управление, ребенок уже разграничивает употребление существительных в различных падежах: винительном (окончания -у, -ю), именительном множественного числа (окончания –и, -ы), иногда в предложном падеже (окончание –е).

Приблизительно к двум с половиной годам в речи появляются дательный и творительный падежи, которые, однако, часто смешиваются. Усваиваются некоторые окончания множественного числа. В имена существительные привносятся значения уменьшительности, увеличительности. Наряду с существительными в речи ребенка появляются прилагательные и глаголы. Прилагательные в речи ребенка появляются сначала без согласования с существительными, согласование прилагательного с существительным во всех падежах единственного числа мужского и женского рода практически возможно лишь к трем-четырем годам. Если определить одним словом, то у детей постепенно развиваются навыки словообразования и словоизменения и, чтобы помочь детям правильно и без ошибок овладевать данными навыками, необходимо развивать речь ребенка с помощью различных словесных игр. В качестве наглядного материала следует использовать любимые игрушки ребенка, иллюстрации, изображающие различные, но хорошо знакомые ребенку предметы. Если у ребенка в процессе игры возникнут затруднения или ошибки в употреблении форм слов, нужно обязательно обратить внимание ребенка на правильное произношение, дав ему образец правильной речи.

 

ИГРЫ НА СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ:

«ОДИН И МНОГО».

Цель: Упражнять ребенка в образовании формы множественного числа имен существительных в именительном и родительном падежах.

Развитие зрительного внимания.

Игровой материал:

Парные картинки с изображением игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой – несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, машинки и т.п.

Игровые действия:

Попросить ребенка назвать предмет, где он изображен один: «Что здесь нарисовано?»

Машинка.

Далее картинка, где неск-ко предметов. «Что здесь нарисовано»?

Машинки (именит. падеж), много машинок (родит. падеж).

 

«ЧЕГО НЕ СТАЛО»?

Цель: Упражнять ребенка в образовании формы родительного падежа единственного числа имен существительных.

Развитие зрительного внимания, зрительной памяти.

Игровой материал:

Хорошо знакомые, любимые игрушки ребенка.

Игровые действия:

Разложить на столе несколько, примерно 4-5 игрушек ребенка, попросить его назвать их и запомнить, как они стоят, ребенок смотрит, запоминает. Далее попро-сить его отвернуться, в это время убрать одну из игрушек. Когда ребенок повернется, спросить «Кого\чего не стало»? Ребенок отвечает на вопрос, взрослый ставит на место убранную игрушку. В дальнейших играх целесообразно поменять местами игрушки, чтобы активизировать память ребенка. Потом можно использовать игру-шки, которыми ребенок манипулирует реже, а также усложнить игру, убирая не одну, а несколько игрушек.

 

«ЧТО Я ВИЖУ».

Цель: Упражнять ребенка в образовании формы винительного падежа имен существительных. Учить отвечать полным предложением. Учить употреблять в речи обобщающее понятие «игрушки». Развитие зрительного внимания.

Игровой материал:

Игрушки, предметные картинки.

Игровые действия:

Расставить игрушки и задать вопрос: «Что ты видишь»? «Как назвать это одним словом»? Ребенок отвечает: «Я вижу игрушки». Далее вопрос: «Какие игру-шки ты видишь»? Ребенок: «Я вижу машинку, куклу» и т.п.

Разложить картинки, задать вопрос: «Что ты видишь на картине»? Ребенок дает ответ.

 

«КОМУ ЧТО ДАДИМ»?

Цель: Упражнять ребенка в образовании формы дательного падежа имен существительных. Развивать умение внимательно слушать текст стихотворения, отвечать на вопросы по его содержанию.

Прочитать ребенку стихотворение: «Кто что любит» Л. Леоновой, задать вопросы:

Всыплем зерен петушку, Чем накормим петушка? Ответ: Зернами.

Бросим косточку Дружку, Чем накормим Дружка? Ответ: Косточкой

Кролику – листок капусты, Чем накормим кролика? Ответ: Капустой.

А корове – травки вкусной. Чем накормим корову? Ответ: Травкой.

Мышке мы оставим корку, Чем накормим мышку? Ответ: Коркой.

Пойло вынесем теленку.

Сварим каши всем цыплятам, Чем накормим цыплят? Ответ: Кашей.

Яблоко дадим ежатам. Чем накормим ежат? Ответ: Яблоком.

Отнесем овса коню,

Нарвем овцам лебеду.

Молока нальем мы кошке, Чем накормим кошку? Ответ: Молоком.

Купим шоколад Алешке. Чем накормим Алешку? Ответ: Шоколадом.

 

Можно вопросы поставить иначе, тренируя в речи употребления имен существительных в родительном падеже:

Кого мы накормим зернами (косточкой, капустой, травкой, коркой, кашей,

овсом, яблоком, молоком, шоколадом).

 

Упражнять детей в употреблении формы дательного падежа имен существительных помогут и такие вопросы:

Чем мы видим? Глазами

Чем мы дышим? Носом

Чем мы слышим? Ушами

Чем мы говорим? Языком

Чем мы жуем? Зубами

Чем мы берем ложку, расческу и т. п. Руками.

Чем мы ходим, бегаем, скачем? Ногами.

 

ИГРЫ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

«НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Цель:

Упражнять ребенка в образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением, при помощи суффиксов.

Игровой материал:

Игрушки ребенка, предметные картинки.

Игровые действия:

Назови предмет \ Что это? Ребенок называет.

А теперь назови этот предмет ласково, привести ребенку пример. Если возникают затруднения, то взрослый самостоятельно называет предметы, употребляя нужную форму. Потом называет предметы ребенок.

Для развития грамматического строя речи полезны ответы на вопросы по содержанию рассматриваемой ребенком картины, взрослый задает вопросы к картине в определенной форме, так, что ребенок вынужден давать ответы в правильной форме. Кроме того, рассматривание картин развивает зрительное внимание и зрительную память, предметные представления.

Важно, чтобы сюжет картины был прост и доступен для восприятия ребенком.

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ:

 

«ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ»?

Цель:

Учить ребенка употреблять в речи глаголы настоящего времени, множественного числа. Развитие двигательной сферы ребенка.

Игровые действия:

Взрослый вместе с ребенком имитирует знакомые движения: движения ложкой (едим), расческой (причесываемся). Можно имитировать руками игру на музыкальных инструментах: барабан, гармонь, дудочка, бубен и т.п.

Ответы можно давать как одним словом, н-р: едим, так и несколькими словами, н-р: играем на барабане. При придумывании новых движений важно поощрять инициативу ребенка.

Задать ребенку вопросы:

Что мы делаем глазами, ушами, зубами, ртом, носом, руками, ногами?

Ребенок отвечает.

 

«ЕДЕТ, ПЛАВАЕТ, ЛЕТАЕТ».

Цель:

Учить ребенка употреблять в речи глаголы, обозначающие движение, в настоящем времени. Развитие зрительного внимания. Закрепление предметных представлений.

Игровой материал:

Картинки с изображениями: самолета (символ полета), машины (символа передвижения с помощью колеса), кораблика (символа плавания).

Картинки с изображениями: воробья, бабочки, голубя, рыбы, лягушки, самоката, лодки, велосипеда, коляски.

Игровые действия:

Рассказать ребенку, что обозначают картинки-символы движения. Затем ребенку предлагаются картинки с изображением предметов: ребенок называет пред-мет, определяет какой способ движения характерен для предмета и соотносит его

с картинкой-символом. Можно привести ребенку образец составления предложения: «Воробей летает», «Коляска ездит» и т.п.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: izodou18 (12.12.2019)
Просмотров: 710 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Корзина

Поиск

Друзья сайта