Подготовил:
Воспитатель Смяцкая Л.Ю.
Консультация для родителей
«Подвижная игра, ее определение и специфика»
Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность
ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением
заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По
определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением,
посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное
содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к
определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной
игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на
сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра — незаменимое
средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем
мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-
волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных
играх, которые являются ведущим методом формирования физической
культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как
важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл
подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни,
существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру
можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим
как развитию физических и умственных способностей, так и освоению
нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В
них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его
интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.
Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой
проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость
найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает
окружающий мир, но и преображает его.
Значение подвижных игр.
Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они
дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется
в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения
требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют
лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению
жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают
также и на нервно-психическое развитие ребѐнка, формирование важных
качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают
тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением
на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх
развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др.
Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от
преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с
правилами являются народные игры, для которых характерны яркость
замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание игры
определяется движениями, которые входят в еѐ состав. В программе
воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей
предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных
видов: бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учѐтом возрастных
особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения,
соблюдать игровые правила. Правила в подвижной игре выполняют
организующую роль: ими определяется еѐ ход, последовательность действий,
взаимоотношения играющих, поведение каждого ребѐнка. Правила
обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими
пользоваться в разных условиях. В младших группах воспитатель объясняет
содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные
игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей
или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий.
После того как дети усвоят игру, они могут проводить еѐ самостоятельно.
Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем.
Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого
еѐ характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и
содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре
участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не
допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их
пере возбуждение и утомление. Старших дошкольников необходимо обучить
играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них
интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на
прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д.
Итак, подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания
детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность
воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре
одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное,
эстетическое и трудовое воспитание.
Играем вместе!
И для малыша, и для мамы так важно играть вместе! Для родителей дорого
ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое
можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой - самый
радостный и комфортный способ узнать мир. Если ребенок умеет играть,
если его радует собственная ловкость и вдохновляет победа над трудностями,
если он научился внимательно слушать и смотреть, ему никогда не будет
скучно.__ |